Как выбрать опорное колесо для прицепа

07.03.2025

Как выбрать опорное колесо для прицепа

Опорное колесо — самый популярный аксессуар для прицепа. Более 90% наших клиентов заказывают его при покупке нового прицепа. Многие считают, что оно идет в стандартной комплектации, но для большинства прицепов это не так и на то есть несколько причин. Во-первых, есть разные варианты колес (расскажем о них ниже), поэтому у покупателя должен быть выбор. Во-вторых, многие стремятся купить прицеп по минимальной цене и в дальнейшем, докупают необходимое оборудование. Либо переставляют аксессуары со старого прицепа на новый, т. к. при хорошем уходе опорные колеса служат много лет. Наконец, это позволяет удержать конкурентную стоимость прицепа. В качестве базовой опции, все прицепы МЗСА оборудованы подставкой под дышло.

 

Для чего нужно опорное колесо

Для начала разберемся с названиями и назначением. Наиболее популярное устоявшееся название этого устройства «опорное колесо» (или сокращенно «опорка»), но такое название искажает его назначение. Некоторые помнят, что у многих советских прицепов была «опорная нога» — ножка, которая раскладывалась и выравнивала прицеп относительно земли. Эту задачу опорное колесо тоже выполняет, но это не главное. Основных задач три:

Таким образом термины «подкатное колесо» и «маневровое колесо» куда более точно отражают смысл, хотя и получили меньшее распространение в настоящее время.

Перемещение прицепа

Основное назначение — облегчить перемещение прицепа, отсоединённого от автомобиля. По требованиям безопасности на дышло прицепа должна приходится нагрузка 35-95 кг. (подробнее в этой статье) и при транспортировке прицепа без опорки, эта нагрузка в прямом смысле ляжет на спину владельца. Особенно это актуально, если на дышле установлено запасное колесо, лебедка, ящик, либо другое оборудование, а также на загруженном прицепе. Если под колесами неровная поверхность, лед, снег или мягкий грунт, перемещение даже на несколько метров становится сложной задачей.

Многим кажется, что эта проблема не актуальна для двухосных прицепов. Это верно, то только при передвижении по прямой. Как только вам нужно повернуть прицеп — возникает проблема. Так как колеса у прицепа не поворачиваются, для изменения вектора движения, нужно сдвинуть прицеп за дышло вбок, при этом поворот происходит вокруг задней оси, а передняя ось волочится боком по асфальт. На пустом прицепе это можно сделать в одиночку, а с грузом скорее всего придется звать помощника.  Опорное колесо решает эту проблему за счет функции домкрата. С его помощью вы просто вывешиваете переднюю ось и маневрировать прицепом становится так же легко как одноосным.

Прицеп 817733 с усилением

 

Функция домкрата

Позволяет поднимать и опускать дышло прицепа не прилагая усилий. Путем вращения рукоятки вверху колеса вы меняете расстояние от замкового устройства до земли. Помогает цеплять прицеп к автомобилю и снимать его. Вы просто подкатываете прицеп так, чтобы замок оказался над шаром фаркопа и опускает прицеп на шар. Для снятия прицепа достаточно одной рукой нажать ручку замкового устройства, другой — поддомкратить прицеп. Либо наоборот — сначала немного приподнять прицеп вместе с задней частью автомобиля, а затем расцепить их.

 

 

Опорное колесо в рабочем, максимально высоком  и поднятом положениях.

Принцип действия домкарата очень простой — шток колеса состоит из двух частей, которые внутри соединены шпилькой с резьбой.

 

Защита от снега и пыли

Если прицеп хранится без опорного колеса, замковое устройство находится близко от земли, и может забиться снегом, грязью или вмерзнуть в лед. На смазку, находящуюся внутри замка, попадает пыль, что приводит к ускоренному износу и замкового устройства и шара фаркопа. Для дополнительной защиты можно использовать пылезащитный шарик.

Точка опоры

При загрузке прицепа, не прицепленного к автомобилю, является дополнительной точкой опоры, которая выравнивает прицеп параллельно земле для удобства загрузки.

Другие функции

Некоторые колеса имеют дополнительные возможности, например работают в качестве стопора, опорной стойки, либо позволяют измерить весовую нагрузку на фаркоп и правильно отбалансировать прицеп.

 

Виды опорных колес и хомутов

Есть два основных варианта крепления опорного колеса к прицепу: с помощью хомута и без хомута (автоматическое колесо).

Крепление опорного колеса. Виды и особенности хомутов.

Все прицепы МЗСА имеют штатные отверстия для установки опорного колеса. В большинстве случаев крепится оно с помощью 2 либо 4 болтов на дышло прицепа с помощью специально хомута. Хомуты отличаются прежде всего по диаметру штока опорного колеса. Для колес, под нагрузку на само колесо до 300 кг, он составляет 48 мм. У более тяжелых опорок, которые рассчитаны на 500 и более кг, диаметр штока — 60 мм.

Хомуты 48 мм бывают обычные (максимально допустимая нагрузка 150 кг) и усиленные (300 кг) в ручке которых для удобства есть дополнительный шарнир. Для использования колеса нужно с помощью ручки ослабить хомут, так чтобы колесо опустилось на землю, а затем снова затянуть хомут. После установки прицепа на авто, вновь поднять колесо максимально высоко, чтобы при езде оно не цеплялось за неровности дороги.  Если полностью выкрутить ручку хомута, колесо можно снять, а хомут останется на прицепе.

 

Поворотные хомуты. Они бывают российского производства, либо AL-KO. Такая конструкция удобнее — чтобы убрать колесо, достаточно потянуть на себя ручку хомута и повернуть колесо на 90 градусов так, чтобы оно встало параллельно дышлу прицепа. При этом нет риска что колесо самопроизвольно опустится на ходу и разобьется.   Мы особенно рекомендуем такой хомут владельцам внедорожников, у которых задняя дверь открывается вбок, т. к. при использовании обычного хомута дверь багажника при открытии упирается в опорное колесо. Та же проблема есть у машин с большой крышкой багажника, таких как Фольксваген  Транспортер.

  

 

Хомут колеса для лодочных прицепов. Он служит для использования опорного колеса на прицепе со снятым дышлом. Пригодится и в случае, если на вашем прицепе нет отверстий под хомут, и вы не хотите их сверлить.

 

 

Дополнительно к колесам со штоком 48 мм. можно купить ручку опорное колеса для удобства перемещения прицепа.  А также запчасти — ручки, обычные, усиленные и надувные колесики.

Если у вас прицеп полной массой более 750 кг, то для него мы рекомендуем более мощные колеса с хомутом 60 мм.   На всех подобных прицепах МЗСА такое колесо уже идет в базовой комплектации. В некоторых случаях хомут интегрирован в тормоз наката, и его можно приобрести как запчасть.

 

Опорные колеса для легких прицепов

Колеса для прицепов без тормоза, полной массой до 750 кг.

Обычное опорное колесо. Универсальный бюджетный вариант. Резина цельнолитая. Нагрузка на колесо до 150 кг.

 

 

Колесо со стопором. Отличается наличием фиксатора, который блокирует вращение колеса и служит альтернативой упорам под колеса.

 

 

Надувное (пневматическое) колесо. Гораздо шире обычного, поэтому не утопает в снегу и рыхлом грунте. Помогает при перемещении прицепа вне твердых поверхностей. Меньше прыгает и гасит удары от неровностей покрытия.

 

 

Усиленное колесо. Рассчитано на 300 кг. вертикальной нагрузки. Имеет более длинный шток, подшипник вместо втулки и цельнолитую. Но более широкую чем обычная покрышку. Особенное рекомендуем для двухосных прицепов и прицепов, для серии Оффроуд и усиленных лодочных прицепов G-серии.

 

 

В настоящее время есть вариант от завода МЗСА и аналог немецких колес AL-KO.

 

Колесо с защитой от проскальзывания

Имеет специальный фиксатор, предотвращающий раскручивание опорного колеса на ходу, и как следствие его утерю или поломку. Шток имеет бороздки аналогичные таким же на хомуте — это предотвращает потерю колеса при недостаточно сильно закрученном хомуте.

 

  

Опорное колесо Премиум

Наиболее совершенное колесо. Имеет съемную ручку, подшипник качения, встроенный амортизатор, а также индикатор нагрузки. Кроме прочих функций, с помощью этого колеса вы сможете равномерно распределить груз в прицепе, а также правильно настроить лодочный прицеп под развесовку вашего судна.

 

 

 

Опорные колеса с хомутом для прицепов с полной массой более 750 кг

Для таких прицепов рекомендуются колеса, выдерживающие нагрузку 500 и более кг. Они имеют шток диаметром 60 мм., для которого нужен аналогичный по диаметру хомут.  В некоторых моделях хомут уже приварен к штоку, также в некоторых моделях тормозов наката уже есть встроенный хомут.

Между собой колеса различаются по нагрузке, самые распространенные — 500 и 800 кг, но бывают цельнометаллические колеса, выдерживающие до полутора тонн.

Есть опорные колеса под обычный хомут 60 мм (принцип действия такой же как у колес с хомутом 48 мм).

 

  

Автоматические опорные колеса для прицепов с полной массой более 750 кг

Также бывают автоматические и полуавтоматические опорки. Полуавтоматические — при помощи ручки домкрата вы поднимаете колесо в верхнее положение. Затем нажимаете на педаль и колесо откидывается наверх. В этом положении оно может выполнять роль опорного башмака и опорной стойки. Автоматические самостоятельно откидываются в верхнем положении.

 

 Опорное колесо AL-KO под нагрузку до 500 кг, и серии PROFI до 800 кг.

Как уже упоминалось, для пользования такими колесами просто долго крутим ручку. Это гораздо более долгий и менее удобный вариант, поэтому распространение он получил только для тяжелых колес, которые тяжело поднимать и центровать в хомуте одной рукой. Второе достоинство такого варианта для тяжелых прицепов — возможность производителю прицепа сделать дополнительную распорку в верхней части опорного колеса для более жесткого крепления его к прицепу. На фото слева видна проушина для крепления такой распорки.

Обслуживание и уход за опорными колесами

При эксплуатации опорного колеса самый важный момент — после сцепки прицепа и авто, домкрат опорного колеса обязательно нужно закрутить в верхнее положение так, чтобы стойки, к которым крепится колесико вошли с специальные пазы на штоке и колесо не могло вращаться вокруг своей оси. Далее нужно ослабить хомут, поднять колесо до упора наверх и снова хорошо закрутить хомут. В противном случае есть риск, что колесо на ходу раскрутится и потеряется либо разобьется. В дальней дороге колесо можно полностью снять.

В плане обслуживания опорные колеса не требуют особого ухода. При ежегодном ТО прицепа, рекомендуется:

В надувном колесе периодически нужно проверять давление и при необходимости его подкачивать, не использовать в сдутом состоянии. При механическом повреждении цинкового слоя, его можно восстановить при помощи холодного цинкования. Например, с помощью баллончика цинка.

Вы можете провести ТО опорного колеса в нашем магазине, вместе с ТО прицепа.


Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий