Особенности управления легкового автомобиля с прицепом
30.06.2023
Советы по управлению легковой машиной с прицепом от основателя Центра высшего водительского мастерства Цыганкова Э.С.
Не забудьте проверить техническое состояние вашего прицепа.
Правила движения в потоке машин
- Начиная движение с прицепом, первым делом дайте себе установку: «Я водитель грузовика» Это простое правило отобьет у вас желание занять левый ряд и уменьшит поток ненормативной лексики у водителей престижных джипов.
- К числу наиболее опасных маневров относится резкое торможение на скользком участке дороги при повороте. Прицеп, не имеющий тормозного устройства, сталкивает в занос заднюю ось автомобиля. При дальнейшем торможении есть риск перевести машину во вращение, при этом прицеп «постучится» в водительскую дверь.
- Перед правым поворотом не стоит прижиматься к бордюру. При повороте прицеп смещается внутрь и въезжает одним колесом на тротуар. Пешеходы далеко не всегда готовы к такому повороту ситуации, учтите это.
- Если вы очень широко перед правым поворотом отвели машину влево, кто-то может успеть припарковать в образовавшуюся щель свое авто. У вас при этом появится возможность доказать гаишнику, что вы не поворачивали из второго ряда.
- Передвигаясь по загородному шоссе, рекомендуется ехать с включенным ближним светом. Данный прием дает возможность привлечь внимание встречных водителей и тем самым дать им шанс раньше оценить продольные габариты вашего авто.
- Если у вас прицеп с низким тентом, стоит с опаской относиться в дорожном потоке соседства с грузовиками, особенно это касается темного времени суток. Чтобы заметить ваш прицеп, водителю придется высунуться в окно, если вы находитесь слева. Если же ваша машина справа, то водитель не сможет этого сделать и поэтому обнаружит вас слишком поздно. Некоторым невнимательным водителям стоит посигналить и указать пальцем, что у вас маленький сюрприз сзади.
- Решили протолкнуться в образовавшуюся щель между стоящими машинами? Тогда четко контролируйте свой прицеп через боковое зеркало заднего вида. При этом учтите, что траектория движения прицепа не совпадает с траекторией машины. Такое повышенное внимание к прицепу — гарантия избегания расходов на ремонт чужого авто.
- Трогаясь с места, поступайте так, словно у вас вместо жесткой сцепки за спиной машина на веревке. Нужно максимально плавно трогаться, это прием «преднатяг». Затем можно более интенсивно ускоряться. Данные рекомендации особенно актуальны для машин с коробкой передач «автомат», слишком дорогой при ремонте.
- Перед торможением стоит «сбросить газ» и после небольшой паузы уже тормозить. Данный прием дает возможность «осадить» прицеп (он особенно актуален на скользких участках дороги).
- Цепляя прицеп в начале сезона, не забывайте про длину своего мини-автопоезда. Без прицепа вы довольно легко «ныряли» вправо, уступая дорогу встречному авто. А вот с прицепом такой маневр усложняется: «нырнуть» вы успеете, однако прицеп при этом останется на встречной полосе и станет полной неожиданностью для всех.
- При буксировании пустого или малонагруженного прицепа по загородной грунтовой дороге рекомендуется снизить давление в шинах для уменьшения «прыгучести» прицепа.
- Автопоезд весьма болезненно реагирует на серию резких маневров или на экстренный маневр. Прицеп при этом может уйти в занос, а затем начнет раскачиваться как маятник, наращивая амплитуду поперечных колебаний. Данное явление носит название «динамический хлыст», а результатом может стать ритмический занос машины. Прекратить это можно, растянув автопоезд и увеличив тягу.
- Еще задолго до начала маневра перестроения нужно включить указатель поворота. Так вы поможете проснуться спящим водителям и подготовите невнимательных к тому, что скоро перекроете им дорогу. Умный всегда поблагодарит за предупреждение, а дурака сможет остановить ваш прицеп, защитив вас от удара сзади.
- После медленного переползания через «лежачего полицейского» нужно подождать с ускорением, пока это не сделает прицеп. В противном случае вы потеряете весь инвентарь, который забыли предварительно привязать к прицепу. В отличие от машины, прицеп не отличается высокими амортизационными свойствами и поэтому раним при поперечных препятствиях: буграх, железнодорожных рельсах, канавах…
Маневрирование задним ходом
Для движения задним ходом применяется три вида посадки:
- Если вы опытный водитель, нужно контролировать и прицеп и траекторию в зеркала заднего вида. Также перед вами и передние габариты, которыми вы можете «зацепиться» за препятствие;
- Если пока езда по зеркалам вами не освоена, рекомендуется принять «обратную посадку». Нужно развернуться вправо на сидении, чтобы заднее стекло стало лобовым для вас, при этом рулите левой рукой, а правую поместите на спинку пассажирского сидения.
- В самом крайнем случае разрешается высунуться в окно, однако это поможет лишь в случае, когда опасность слева от вас. А вот правая сторона при такой расстановке остается бесконтрольной.
Чтобы ваш автопоезд назад ехал по прямой, не виляя из стороны в сторону, примите ко вниманию следующие рекомендации:
- Если вы передвигаетесь по зеркалам — руль держите двум руками в точках десять-два (по циферблату часов). Так вы сможете четко контролировать положение колес «прямо»;
- Если вы двигаетесь в обратной посадке, ваша левая рука должна держать руль в точке двенадцать (по циферблату часов).
- Если необходимо прицеп сместить в сторону — поверните на небольшой угол руль и сразу верните его в положение «прямо», не дожидаясь реакции прицепа. Если при этом реакции прицепа недостаточно, нужно многократно повторить операцию;
- Если вы руль повернете и в этом положении задержите его, то среагируете на увод прицепа с опозданием и тогда придется менять направление руления;
- Старайтесь реагировать с опережением на реакцию прицепа, в противном случае амплитуда руления будет возрастать.
- Не стоит крутить руль на неподвижном автомобиле, начиная маневр из положения стоя на месте. Положение колес при этом можно определить лишь по ходу движения.
- Если ваш прицеп «складывается», начните сначала все и «растяните» автопоезд до прямого положения.
- Нервничаете и теряете контроль над прицепом? Рекомендуем применить технологию «трогание-остановка», при этом не крутите руль на месте. Паузы в движении дают возможность найти время, чтобы проконтролировать ситуацию.
- В случае движения по усложненным траекториям руль следует поворачивать плавно, а выравнивать резко.
- Внимательно следя за маневрами прицепа, не забывайте и о габаритах машины, сваливания с дороги передних колес и смещениях кузова.
Комментарии
26.06.2013, 22:01
Написать комментарий
Спасибо! Основное уже сам осознал на практике, но некоторые рекомендации попробую.