«ГАЗель» с прицепом против двух «ГАЗелей»
16.03.2013
Несложно убедиться в экономической выгоде от использования автомобиля с прицепом. Но покупать транспортные средства, чтобы установить истину на опыте, для этого не обязательно. Математически точных данных все равно не получится по причине перемен погоды, разного стиля вождения и т. д. Но и без практической в чистом виде составляющей можно понять закономерность.
Возьмем в качестве примера «ГАЗель» и прицеп для газели: оба грузоподъемностью 1,5 тонны. Сравним с двумя «ГАЗелями» суммарной грузоподъемностью 3 тонны. Разница заметна уже по первоначальным затратам. Ведь за две машины придется выложить 1 млн руб. тогда как автопоезд потянет на 650 тыс. руб. (за автомобиль 500 тыс. руб. и 100 тыс. руб. прицеп). В случае приобретения импортного коммерческого транспорта (допустим, Mercedes-Benz Sprinter, Ford Transit, Peugeot Boxer и др.) разница станет еще более очевидной. Отметим, немного забегая вперед, что использование иностранца-одноклассника «ГАЗели» даст прибавку стоимости перевозки. Хотя расходы на текущий ремонт и топливо могут оказаться и ниже. Нот это напоминает палку о двух концах.
Используем как отправную точку 22 рабочих дня за месяц и 252 за год. Но объективности ради стоит отметить, что грузовой автомобиль в частных руках не имеет перерывов в использовании на праздники и выходные. Возьмем средний размер зарплаты 24 200 руб. при управлении одиночным автомобилем (по 1100 руб за день) и назначим с надбавкой, как за категорию «Е», 30 000 руб. водителю автопоезда. Размер единого социального налога установлен на государственном уровне, а посему просто примем, как данность то, что не можем изменить.
Установим для транспортного средства среднесуточный пробег 100 км. Естественно, что часто он намного больше, но цифра вполне корректная, когда хозяин машины или автомобиля с прицепом перевозит стройматериалы или мебель в пределах города. Из опыта эксплуатации «ГАЗели» позаимствованы и нормы расхода топлива для города 20 л/100 км.
Сравниваемые параметры | Автомобиль | ||
Цена покупки, руб. | 500 000 | 1 000 000 | 650 000 |
Амортизация из расчета пробега 2 200 км в месяц, руб. | 8734 | 17 468 | 11 352 |
Затраты на топливо при пробеге 2 200 км в месяц, руб. | 8 800 | 17 600 | 10 560 |
Зарплата водителя при 22 рабочих днях в месяц, руб. | 24 200 | 48 400 | 30 000 |
ЕСН при 22 рабочих днях в месяц, руб. | 6 292 | 12 584 | 7788 |
Тех. обслуживание в месяц, руб. | 4 400 | 8 800 | 5 500 |
Всего затрат в месяц, руб. | 52 426 | 104 852 | 65 186 |
Стоимость перевозки 1 кг груза на 100 км, руб. | 1,59 | 1,59 | 0,99 |
Стоимость перевозки 1 т груза на 100 км, руб. | 1 590 | 1 590 | 990 |
Как показывают простые расчеты, затраты на один автомобиль грузоподъемностью 1,5 тонны выходят около 52,5 тыс. руб в месяц, то есть чуть меньше 2,5 тыс. руб. в день. За такую же стоимость можно нанять автомобиль по тарифу от 300 руб/час. Итак, выходит, что такая работа на своем автомобиле приносит доход не выше уровня себестоимости. Эксплуатация двух автомобилей ничего кардинально не меняет, поскольку автоматически все расходы удваиваются. Понятно, на подобных условиях работать никто не станет. Когда возникает вопрос, где здесь выход, ответ сам собой напрашивается — автомобиль с прицепом.
Мотора у прицепа нет, топлива он не потребляет. При грамотном использовании у автомобиля с прицепом расход горючего увеличивается приблизительно на 20%. И отдельного водителя для прицепа не требуется. Значит, уже экономия зарплаты. Замены и долива масла прицепу не нужно, заливать «незамерзайку» ему не требуется, к тому же прицеп помыть дешевле и проще. На техобслуживание у прицепа затраты копеечные, нет и периодичности ТО, как таковой, что позволит владельцу экономить и не сервисе. В конструктивном плане прицеп опять же проще, ведь там, по большому счету, ломаться нечему. Вывод: на текущий и капитальный ремонт в дальнейшем расходы намного ниже, чем на автомобиль.
Легко подсчитать себестоимость тонны или килограмма, если так удобней считать, перевезенных грузов, которая выльется в солидную сумму 600 руб. в день, то есть более 13 тыс. руб. в месяц. Но смысла нет рассматривать условные параметры, имея на повестке дня 3 тонны груза. И без калькулятора заметно, что в сравнении с двумя полуторками автопоезд с прицепом даст почти 1800 руб. в день и более 39,6 тыс. руб. в месяц чистой экономии. Между прочим, это только одна сцепка. А чем больше их, тем эффект экономии или материальная выгода более ощутимы. При таком раскладе прицеп при активном его использовании окупится всего лишь за полгода. Остается признать, что и самый бережливый водитель не в состоянии обеспечить владельцу транспорта подобной экономии.
Можно, конечно, подсчитать, какой будет остаточная стоимость транспортных средств спустя пять лет. Цена «ГАЗели» на тот момент вряд ли будет выше 10-15% от первоначальной ее стоимости. То есть не больше 50-75 тыс. руб. Примерно так же обстоят дела с прицепом, выручить за него можно будет 15-20 тыс. руб. Однако, даже имея в виду эти данные, выгода от автопоезда налицо. А коль так, то и прицепы с полной массой 750-3500 кг рано или поздно начнут пользоваться большим спросом. Это, как говорится, вопрос времени.
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий