Автоприцеп — выбор прагматиков
23.03.2013
Европейский и российский рынки прицепов отличаются разнообразием моделей для легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей. Применяют их в различных областях бизнеса и личного хозяйства, потому ассортимент этого вида техники так неоднороден.
Рынок России и Евросоюза — сравним цифры
Население Европы составляет примерно 600 миллионов человек. Однако продажи новых автомобильных прицепов, полная масса которых 750-3500 кг, превышают 1 миллион единиц техники в год. Россия же со 143 миллионами человек населения приобретает за год около 65 тысяч прицепов. То есть, невзирая на то, что объем населения всей Европы выше российского лишь в 4 раза, прицепов продается меньше, чем в Европе аж в 15 раз! Конечно, если сравнить 2008 и 2011 годы, станет заметно: продажи выросли на 25%. Однако в 2008 году производство прицепов достигало цифры всего в 52 тысячи единиц техники.
Более 450 тысяч штук реализуемых в Евросоюзе моделей прицепов, оснащенных механической тормозной системой инерционного типа, имеют полную массу 750-3500 кг. Эти продажи составляют практически 50% от всего объема. Российские продажи обозначены заметно более скромной цифрой, более низкой, чем в Европе в 136 раз — всего 3300 прицепов в год. Прицепы, реализуемые в Евросоюзе, являются прицепами общего назначения, которые предназначены для перевозки грузов разных категорий:
- бортовые прицепы,
- бортовые прицепы со съемным тентом,
- бортовые прицепы с пластиковой крышкой,
- прицепы в виде фургонов и открытых платформ.
Особенно востребованы специализированные модели, в которых можно перевозить дорожно-коммунальную технику: мини-экскаваторы, погрузчики с бортовым поворотом, машины для нанесения дорожной разметки, другую малую и среднюю спецтехнику. Потребители отдают предпочтение прицепам для перевозки специального оборудования, такого как мотопомпы, компрессоры, дизельные электростанции, осветительные мачты и другие разновидности. Не меньшим успехом пользуются модели прицепов для перевозки автомобилей и мотоциклов, планеров и лодок, а также — фургоны различного назначения.
Конъюнктура автомобильного рынка демонстрирует: Россия медленно, но верно прогрессирует в сторону западных технологий. Однако эффективный спрос на российском рынке не идентичен аналогичному европейскому. Так, в ЕС большей частью востребованы прицепы общего назначения для ведения личного хозяйства, нужд малого и среднего бизнеса. Напротив, в России этот рыночный сегмент лишь начал обозначаться. При этом россияне, как любители активного отдыха, охотно приобретают прицепы, предназначенные для транспортировки техники, включая снегоходы, квадроциклы, катера, лодки, водные мотоциклы и даже вертолеты.
Мощный потенциал России распространяется на многие типы прицепов, некоторые из них по разным причинам еще не представлены на рынке, который, по оценкам экспертов, должен вырасти в 2 раза. Но пока это лишь в планах, российским рынком активно интересуются зарубежные поставщики, включая ближнее зарубежье. Так, в 2012 году продажи украинских прицепов общего назначения в Россию составили около 5 тысяч единиц техники. Ведется небольшой импорт прицепов из таких стран, как Республика Беларусь, Польша, Германия, прибалтийские государства.
Почти все новинки производства Европы и России отличаются небольшой массой, прочностью металлоконструкции и антикоррозийной защитой. Практическое применение в личных и коммерческих целях — их основная задача, а красоте отведена вторая роль. Именно поэтому нынешние прицепы в большинстве своем серебристого цвета — цвета оцинкованной стали.
Если сопоставить данные в пересчете на тысячу жителей, то можно увидеть растущую разницу уровней потреблений прицепного состава. Россия отличается самым низким показателем — приблизительно 0,4, в то время как в странах Центральной и Западной Европы приобретается около полутора прицепов на 1000 жителей. По этим данным, европейцы пользуются прицепом, как дополнительным транспортным средством, в 4 раза чаще, чем россияне.
Да, развитие загородного строительства и автомобильного туризма поможет росту рынка прицепов в РФ. Однако обычный расчет сыграет здесь ведущую роль: прицепом выгодно пользоваться.
Арифметика с точки зрения прагматика
Произведем несложные расчеты. Примером послужат «ГАЗель» с прицепом, вес которого — 1,5 тонны, и 2 «ГАЗели», их совокупная грузоподъемность — 3 тонны.
Уже стартовые затраты различаются. Минимальная стоимость автопоезда — 650 тысяч рублей, из них 500 тысяч рублей — автомобиль, 150 тысяч рублей — прицеп. Две машины обойдутся в 1 миллион рублей. Приобретение иномарки (Mercedes-Benz Sprinter, Ford Transit, Peugeot Boxer и других) увеличит разницу.
Возьмем исходно 22 рабочих дня в месяц, а 252 дня — в год. Величину зарплаты установим 30 тысяч рублей из расчета 1364 рубля в день (управление одиночным автомобилем), а за управление автопоездом — в размере 35 тысяч рублей, учитывая надбавку за категорию «Е». Размер единого социального налога (ЕСН), установленного государством, воспримем как данность.
За среднесуточный пробег транспортного средства возьмем расстояние в 100 км. Чаще всего автомобиль проезжает больше, однако если на машине с прицепом перевозят мебель или стройматериалы в границах населенного пункта, то это вполне корректная цифра. Расход топлива сочтем средний — 20 л/100 км. Этот объем складывается из городских норм расхода топлива и опыта эксплуатации «ГАЗели».
- Если правильно использовать транспортное средство, то автомобиль с прицепом станет расходовать лишь на 20% больше горючего.
- Прицеп не нуждается в особом водителе — значит, отсутствуют расходы на зарплату.
- При низких затратах на техобслуживание прицепа заметно ниже и расходы на ремонт — в сравнении с автомобилем.
После 5 лет эксплуатации остаточная стоимость транспортных средств существенно снижается: цена «ГАЗели» не превышает 10-15% от исходной стоимости (не выше 50-75 тысяч рублей), с прицепом — аналогичная история, за него можно выручить около 15-20 тысяч рублей. Невзирая на это, нельзя не видеть выгоды эксплуатации автомобиля с прицепом. Соответственно, России обеспечено увеличение спроса на прицепы полной массой от 750 до 3500 кг.
Сравниваемые параметры | Автомобиль | ||
Цена покупки, руб. | 500 000 | 1 000 000 | 650 000 |
Амортизация из расчета пробега 2200 км в месяц, руб. | 8734 | 17 468 | 11 352 |
Затраты на топливо при пробеге 2200 км в месяц, руб. | 8800 | 17 600 | 10 560 |
Зарплата водителя при 22 рабочих днях в месяц, руб. | 24 200 | 48 400 | 30 000 |
ЕСН при 22 рабочих днях в месяц, руб. | 6292 | 12 584 | 7788 |
Тех. обслуживание в месяц, руб. | 4 400 | 8 800 | 5 500 |
Всего затрат в месяц, руб. | 52 426 | 104 852 | 65 186 |
Стоимость перевозки 1 кг груза на 100 км, руб. | 1,59 | 1,59 | 0,99 |
Стоимость перевозки 1 т груза на 100 км, руб. | 1 590 | 1 590 | 990 |
Таблица демонстрирует: с учетом прочих равных условий, то есть при перевозке одинакового груза массой 3 тонны на автомобиле с прицепом и на 2 автомобилях, экономия налицо — 2 352 руб. в день или 51 744 руб. в месяц.
Это доказывает: ежедневно эксплуатируя прицеп, средняя цена которого — 160 тысяч рублей, можно окупить его за 4 месяца. Если пользоваться прицепом лишь раз в неделю, он окупится чуть больше, чем за 1 год. Весьма похвальный показатель!
Комментарии
Пока нет комментариев
Написать комментарий