Особенности управления легкового автомобиля с прицепом

30.06.2023

Особенности управления легкового автомобиля с прицепом

Советы по управлению легковой машиной с прицепом от основателя Центра высшего водительского мастерства Цыганкова Э.С.

Не забудьте проверить техническое состояние вашего прицепа.

Правила движения в потоке машин

  1. Начиная движение с прицепом, первым делом дайте себе установку: «Я водитель грузовика» Это простое правило отобьет у вас желание занять левый ряд и уменьшит поток ненормативной лексики у водителей престижных джипов.
  2. К числу наиболее опасных маневров относится резкое торможение на скользком участке дороги при повороте. Прицеп, не имеющий тормозного устройства, сталкивает в занос заднюю ось автомобиля. При дальнейшем торможении есть риск перевести машину во вращение, при этом прицеп «постучится» в водительскую дверь.
  3. Перед правым поворотом не стоит прижиматься к бордюру. При повороте прицеп смещается внутрь и въезжает одним колесом на тротуар. Пешеходы далеко не всегда готовы к такому повороту ситуации, учтите это.
  4. Если вы очень широко перед правым поворотом отвели машину влево, кто-то может успеть припарковать в образовавшуюся щель свое авто. У вас при этом появится возможность доказать гаишнику, что вы не поворачивали из второго ряда.
  5. Передвигаясь по загородному шоссе, рекомендуется ехать с включенным ближним светом. Данный прием дает возможность привлечь внимание встречных водителей и тем самым дать им шанс раньше оценить продольные габариты вашего авто.
  6. Если у вас прицеп с низким тентом, стоит с опаской относиться в дорожном потоке соседства с грузовиками, особенно это касается темного времени суток. Чтобы заметить ваш прицеп, водителю придется высунуться в окно, если вы находитесь слева. Если же ваша машина справа, то водитель не сможет этого сделать и поэтому обнаружит вас слишком поздно. Некоторым невнимательным водителям стоит посигналить и указать пальцем, что у вас маленький сюрприз сзади.
  7. Решили протолкнуться в образовавшуюся щель между стоящими машинами? Тогда четко контролируйте свой прицеп через боковое зеркало заднего вида. При этом учтите, что траектория движения прицепа не совпадает с траекторией машины. Такое повышенное внимание к прицепу — гарантия избегания расходов на ремонт чужого авто.
  8. Трогаясь с места, поступайте так, словно у вас вместо жесткой сцепки за спиной машина на веревке. Нужно максимально плавно трогаться, это прием «преднатяг». Затем можно более интенсивно ускоряться. Данные рекомендации особенно актуальны для машин с коробкой передач «автомат», слишком дорогой при ремонте.
  9. Перед торможением стоит «сбросить газ» и после небольшой паузы уже тормозить. Данный прием дает возможность «осадить» прицеп (он особенно актуален на скользких участках дороги).
  10. Цепляя прицеп в начале сезона, не забывайте про длину своего мини-автопоезда. Без прицепа вы довольно легко «ныряли» вправо, уступая дорогу встречному авто. А вот с прицепом такой маневр усложняется: «нырнуть» вы успеете, однако прицеп при этом останется на встречной полосе и станет полной неожиданностью для всех.
  11. При буксировании пустого или малонагруженного прицепа по загородной грунтовой дороге рекомендуется снизить давление в шинах для уменьшения «прыгучести» прицепа.
  12. Автопоезд весьма болезненно реагирует на серию резких маневров или на экстренный маневр. Прицеп при этом может уйти в занос, а затем начнет раскачиваться как маятник, наращивая амплитуду поперечных колебаний. Данное явление носит название «динамический хлыст», а результатом может стать ритмический занос машины. Прекратить это можно, растянув автопоезд и увеличив тягу.
  13. Еще задолго до начала маневра перестроения нужно включить указатель поворота. Так вы поможете проснуться спящим водителям и подготовите невнимательных к тому, что скоро перекроете им дорогу. Умный всегда поблагодарит за предупреждение, а дурака сможет остановить ваш прицеп, защитив вас от удара сзади.
  14. После медленного переползания через «лежачего полицейского» нужно подождать с ускорением, пока это не сделает прицеп. В противном случае вы потеряете весь инвентарь, который забыли предварительно привязать к прицепу. В отличие от машины, прицеп не отличается высокими амортизационными свойствами и поэтому раним при поперечных препятствиях: буграх, железнодорожных рельсах, канавах…

 

 

Маневрирование задним ходом

Для движения задним ходом применяется три вида посадки:

  1. Если вы опытный водитель, нужно контролировать и прицеп и траекторию в зеркала заднего вида. Также перед вами и передние габариты, которыми вы можете «зацепиться» за препятствие;
  2. Если пока езда по зеркалам вами не освоена, рекомендуется принять «обратную посадку». Нужно развернуться вправо на сидении, чтобы заднее стекло стало лобовым для вас, при этом рулите левой рукой, а правую поместите на спинку пассажирского сидения.
  3. В самом крайнем случае разрешается высунуться в окно, однако это поможет лишь в случае, когда опасность слева от вас. А вот правая сторона при такой расстановке остается бесконтрольной.

 

Чтобы ваш автопоезд назад ехал по прямой, не виляя из стороны в сторону, примите ко вниманию следующие рекомендации:

  1. Если вы передвигаетесь по зеркалам — руль держите двум руками в точках десять-два (по циферблату часов). Так вы сможете четко контролировать положение колес «прямо»;
  2. Если вы двигаетесь в обратной посадке, ваша левая рука должна держать руль в точке двенадцать (по циферблату часов).
  3. Если необходимо прицеп сместить в сторону — поверните на небольшой угол руль и сразу верните его в положение «прямо», не дожидаясь реакции прицепа. Если при этом реакции прицепа недостаточно, нужно многократно повторить операцию;
  4. Если вы руль повернете и в этом положении задержите его, то среагируете на увод прицепа с опозданием и тогда придется менять направление руления;
  5. Старайтесь реагировать с опережением на реакцию прицепа, в противном случае амплитуда руления будет возрастать.
  6. Не стоит крутить руль на неподвижном автомобиле, начиная маневр из положения стоя на месте. Положение колес при этом можно определить лишь по ходу движения.
  7. Если ваш прицеп «складывается», начните сначала все и «растяните» автопоезд до прямого положения.
  8. Нервничаете и теряете контроль над прицепом? Рекомендуем применить технологию «трогание-остановка», при этом не крутите руль на месте. Паузы в движении дают возможность найти время, чтобы проконтролировать ситуацию.
  9. В случае движения по усложненным траекториям руль следует поворачивать плавно, а выравнивать резко.
  10. Внимательно следя за маневрами прицепа, не забывайте и о габаритах машины, сваливания с дороги передних колес и смещениях кузова.

Комментарии
Александр. 26.06.2013, 22:01

Спасибо! Основное уже сам осознал на практике, но некоторые рекомендации попробую.

Написать комментарий